Слава Иисусу Христу!

БОГОСЛУЖЕНИЯ
Воскресенье
10.00, 18.00
Понедельник
9.00
Вторник
18.30
Среда
18.30
Четверг
18.30
Пятница
18.30
Суббота
18.00

Для индивидуальной молитвы храм открыт ежедневно кроме понедельника с 9.00 до 13.00 и с 15.00 до окончания вечерних богослужений

КОНТАКТЫ

Адрес:
г. Самара ул. Фрунзе, 157
Для корреспонденции:
443010, Россия,
г. Самара, а/я 6965,
e-mail: ppsi.samara@gmail.com

Телефон:
+7 (846) 333 41 88

МЫ НАХОДИМСЯ

Автобус: 34 (ост. ул. Фрунзе/ул. Красноармейская); 37, 46, 47 (ост. Филармония); 61 (ост. Струковский парк)
Трамвай: 3, 15, 16, 20 (ост. ул. Фрунзе/ул. Красноармейская)
Маршрутное такси: 34, 207, 226, 240 (ост. ул. Фрунзе/ул. Красноармейская); 37, 46, 47, 259, 295 (ост. Филармония); 61, 230, 232, 257, 297 (ост. Струковский парк/ул. Фрунзе)

ЖИЗНЬ ПРИХОДА

 

Каникулы с Богом - Крым

Ещё задолго до лета каникулы в нашем приходе в этом году было решено провести в Крыму. По традиции, группа собралась смешанная как по возрасту (от 16 до 44 лет), так и по степени воцерковлённости (от "ветеранов" общины до тех, кто делает только первые шаги в вере), а также по семейному положению (на этот раз с нами поехала молодая супружеская пара). Возглавляли нашу пёструю компанию о. Александр Самойлов, SDB и с. Мажена Вельгус, BDNP, неизменный организатор и участница всех туристических проектов. Вместе с дорогой мероприятие заняло две недели, с 13 по 27 июля.

Всякому понятно, что организовать систематические духовные упражнения для группы столь разных людей непросто, чему, кроме того, мало способствует "курортная" атмосфера. Конечно же, о. Александр каждый день служил для нас мессу, обычно утром перед завтраком, а в воскресенье, 22 июля, мы ездили на службу в католический приход Севастополя. (В день отъезда месса была "для желающих", в полшестого утра. Желающими оказались почти все!) три дня о. Александр проводил беседы по Евангелию от Иоанна, несколько раз мы читали Розарий на берегу моря, а некоторые захватили с собой бревиарии; однако, молились по ним в основном индивидуально. Тем не менее, каникулы нас духовно обогатили. Например, мы учились мирно уживаться в коллективе, быть терпимыми друг к другу, а также переносить трудности. Кроме того, мы получили огромное количество разнообразных впечатлений, т.к. место оказалось чрезвычайно интересным.

Итак, в полдень 15 июля, почти через два дня от начала путешествия, мы благополучно прибыли в Симферополь. После поездки на электричке до Севастополя и затем ещё на двух маршрутках мы, наконец, добрались до места, где с крайним удивлением узнали, что в доме, в котором нам предстояло жить, нет электричества и горячей воды. К тому же, большей части группы пришлось спать на матрасах на чердаке, т. к. дом не рассчитан на такое количество людей. На чердаке было душно, а комары, как выяснилось, водятся и в Крыму; днём же нам досаждало палящее солнце. Но я считаю, что это были незначительные жертвы по сравнению с тем, что мы приобрели.

Как я уже упоминала, мы жили недалеко от Севастополя, около природного комплекса "Мыс Фиолент". Мыс Фиолент - это несколько высоких обрывистых выступов в море и скал, поднимающихся из воды около берега. Самая большая скала называется Крестовая (т. к. на ней установлен крест) или скала св. Георгия. На утёсе над ней прилепился мужской православный монастырь св. Георгия, основанный, по преданию, в конце IX в. греческими моряками, потерпевшими кораблекрушение. В 1820 г. в нём останавливался А.С. Пушкин, проездом из Гурзуфа в Симферополь. Сейчас монастырь восстанавливается; там имеется небольшой действующий пещерный храм.

Но прекрасней всех рукотворных церквей был храм, сотворённый Господом, "Который образует горы, … призывает воды морские и изливает их по лицу земли" (Ам. 4, 13; 9, 6). С утёсов мыса открывается грандиозный вид на море и окрестности, а Яшмовый пляж внизу кажется крошечным. К пляжу ведёт каменная лестница, насчитывающая свыше семисот пятидесяти ступеней. После такого упражнения морская вода, зеленоватая и прозрачная, как вода в бассейне, казалась особенно приятной.

Красота мыса Фиолент, глубокая тишина, царившая на крутом берегу почти целый день, располагали к молитвенному созерцанию и вдохновили не только нашего профессионального художника Олега, но и с. Мажену, которая тоже начала рисовать этюды с натуры (кажется, её талантам нет предела).

Экскурсии по Севастополю и его окрестностям имели для думающего человека глубокий смысл, не превращаясь в простое "глазение" на местные достопримечательности.

Прежде всего мы посетили руины древнего города Херсонеса, основанного в VI в. до н. э. греками из Малой Азии. За долгие века своего существования город подчинялся Риму и Византии и даже находился под контролем генуэзцев (с начала XIV в.). В конце XIV в. он был разрушен татарами и, после падения Константинополя отрезанный от торговых путей, больше уже не восстанавливался.

Раскопки Херсонеса начались в 1827 г.; теперь это Национальный историко-культурный заповедник "Херсонес Таврический", внесённый в список самых значительных древних памятников истории человечества. Видя остатки городской стены с воротами и башнями, развалины зданий разных веков и различного назначения, в том числе множества христианских церквей, и даже римский театр (где в летнее время показывают пьесы) трудно представить, что здесь когда-то жили и работали люди, в порт приходили суда. А ведь эти камни хранят память о первых веках христианства.

В римские и византийские времена Херсонес, расположенный на периферии, служил местом ссылки неугодных властям. Так, например, сюда был сослан Папа Мартин I, который здесь и умер в 656 г. и был похоронен возле загородной церкви (ныне обнаруженной). По преданию, ещё один Папа, св. Климент I, тоже был отправлен в ссылку в Херсонес, работал на каменоломнях и даже претерпел тут мучение (оба этих Папы почитаются и Православной Церковью). По другому преданию в Херсонесе (Корсуни русских летописей) крестился князь Владимир, осаждавший город ок. 988 г. В 1892 г. было закончено возведение собора св. Владимира на бывшей центральной площади Херсонеса; храм содержит остатки древней церкви, предположительно той, где принял крещение князь. Кстати, Владимир забрал из Херсонеса часть мощей св. Климента (открытых св. Кириллом в 861 г.), и четвёртый епископ Рима считался главным покровителем Руси в первые века её христианизации. В заповеднике есть и руины церквей, связанных с именами семи "священномучеников в Херсонесе епископствовавших", распространявших здесь христианство в начале IV в. Свв. Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий и Агафодор пострадали от рук язычников между 305 и 315 гг. Св. Еферий, посланный императором Константином, построил в городе первую христианскую церковь и умер ок. 314 г. Св. Капитон, как говорят, совершил чудо: он вошёл в раскалённую печь для обжига извести и вышел оттуда невредимым, тем обратив многих свидетелей. Епископ Капитон участвовал в Никейском вселенском соборе и был убит язычниками на обратном пути. Ныне на территории заповедника действует православный храм во имя священномучеников в Херсонесе епископствовавших.

Балаклава, куда мы ездили несколько дней спустя, - тоже место историческое, но несколько в другом роде. Существует предположение, что "славная пристань" в стране великанов – лестригонов, погубивших одиннадцать кораблей Одиссея ("Одиссея", песнь десятая, 80-132), - это узкая закрытая бухта Балаклавы, где действительно "волн никогда ни великих, ни малых / Нет, там равниною гладкою лоно морское сияет". Куприн, живший здесь в начале ХХ в., назвал серию очерков о Балаклаве "Листригоны" (как "е" превратилось в "и" - для меня остаётся загадкой), где, кстати, упоминаются и мыс Фиолент, и монастырь св. Георгия. Ещё совсем недавно в склоне горы над бухтой находилась база по ремонту российских подводных лодок, теперь превращённая в музей. А на другой стороне бухты, на холме над городом, видны развалины генуэзской крепости Чембало.

Балаклава также связана с Крымской войной 1853-1856 гг. 25 октября 1854 г. в окрестностях города разыгралось знаменитое Балаклавское сражение, попытка российских войск прорвать осаду Севастополя, а однажды бурной ночью, по местным рассказам, у входа в бухту затонули несколько английских судов, в том числе фрегат "Black Prince", будто бы везший жалованье солдатам союзников.

В Севастополе тоже многое напоминает о Крымской войне, а особенно об обороне Севастополя 1854-1855 гг. Недалеко от католического прихода (о нём будет рассказано ниже) расположен мемориальный парк, где находится музей с известной панорамой "Оборона Севастополя", дающей почти полную иллюзию того, что ты наблюдаешь настоящее сражение. Малахов курган, господствующая над городом высота и главный пункт защиты города в Крымскую (и в Великую Отечественную) войну, место гибели адмиралов В. А. Корнилова, В. И. Истомина и П. С. Нахимова, также является мемориалом. Героические адмиралы похоронены во Владимирском соборе Севастополя, вместе с прославленным адмиралом М. П. Лазаревым, их наставником. В этом городе невольно проникаешься уважением к истории своей страны.

Католический храм Севастополя, построенный в начале ХХ в. и стоящий на нынешней площади Ушакова, до сих пор не возвращён приходу. Богослужения проводятся в двух смежных квартирах в доме неподалёку, перестроенных в часовню. Севастопольский католический приход, разумеется, носит имя св. Климента. На воскресной мессе меня несколько удивила активность пожилых женщин, которые, например, читали во время литургии Слова.

Последняя экскурсия была в Инкерман, пригород Севастополя, где мы посетили мужской православный монастырь св. Климента. Когда-то здесь существовал пещерный монастырь, основанный на месте каменоломен, в которые, по преданию, был сослан Папа Климент I. В 1852 г. он был возобновлён и недавно восстановлен. (В Крыму есть несколько пещерных монастырей, например, Успенский около Бахчисарая, куда ездили несколько человек из нашей группы. По их словам, он ещё более впечатляющий и там очень красивое пение.) В монастыре имеется достаточно обширный пещерный храм, вырубленный в склоне горы. В одной из церквей хранится частица мощей св. Климента; там многие из группы благоговейно помолились. Планировавшаяся как "увеселительная" поездка на курорт в итоге обернулась паломничеством к святому покровителю нашей епархии, в чём нельзя не усмотреть Провидения Божия.

Елена Талызина